[Ладушки ]
Главная » 2015 » Февраль » 28 » Первый день в школе
08:35
Первый день в школе

Первый день занятий в школе

Первый день занятий в школе – волнительные мгновения как для детей- первоклашек, так и для их родителей. Дети входят во взрослую жизнь, и родители ожидают от своего ребёнка успехов, побед и достижений в учёбе. Вопрос, который всегда волнует взрослых, готово ли их любимое чадо к школе.

При подготовке к школе родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  1. Развитие когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, мышление).

Может ли ребёнок легко выучить наизусть четверостишье, может ли за взрослым повторить длинное предложение, рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать прослушанную сказку, сосредоточенно повторить определённую последовательность действий и т.д.

2. Формирование начальных школьных навыков, развитие мелкой моторики, формирование начальных математических представлений.

Хорошо ли развита мелкая моторика руки? Как много времени ребёнок ежедневно занимается рисованием, лепкой, шнуровками, мозаикой, аппликацией, вырезанием ножницами, игрой в песочнице... . Даже самый интеллектуально развитый ребёнок будет терпеть неудачи в первые годы учёбы, если своевременно его моторным навыкам не было уделено внимания.

3. Психологическая готовность к школьному обучению (эмоционально-волевая и мотивационная сфера).

Понаблюдайте за ребёнком, как он переключается с одной деятельности на другую; может ли он прекратить игру для того, чтобы вы ему почитали или сели позаниматься; с охотой ли он с вами учит цифры, буквы, рисует на заданную тему, разучивает стишок; осознаёт ли собственные чувства, умеет ли говорить о своих переживаниях, оказывает ли поддержку, владеет ли навыками расслабления и снятия эмоционального напряжения, осуществляет ли самоконтроль и т.д .

Ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, обуваться (завязывать шнурки), помогать маме в уборке дома, наводить порядок в своих вещах, игрушках – это ещё не полный перечень всего того, что должен уметь делать ребёнок- первоклассник. Он может прекрасно владеть чтением, счётом (может считать даже до 1000) и письмом, но придя в первый класс, может выясниться, что он всё равно испытывает трудности в учебной деятельности.

Внимательные родители при поступлении ребёнка в школу, а иногда и ещё раньше , при поступлении его в детский сад, могут замечать у своего ребёнка ряд «особенностей», связанных с поведением, игровой или учебной деятельностью. Например, ребёночек вялый, невнимательный, капризный, непослушный, заторможенный, или, наоборот, гиперактивен, неусидчив, агрессивен, слабая память, «мямлет», путает право-лево, торопится, а потом в школе появляются проблемы с чтением, письмом, математикой, грязь в тетрадях, почерк неразборчивый, испытывает трудности в общении и т.д.

Увы, несмотря на все огромные усилия родителей, воспитателей и учителей, эти «особенности» не поддаются желаемым изменениям в лучшую сторону.

Причины кроются в периоде внутриутробного развития и в раннем детстве, когда происходит созревание определённых структур мозга. Именно это время очень важно для начала психомоторного развития ребёнка. Формирование, своевременное созревание и функционирование различных отделов головного мозга определяет весь дальнейший ход развития высших психических функций, процессов, произвольной саморегуляции.

Наш мозг с точки зрения функций можно разделить на три больших блока:

1-ый блок – блок энергообеспечения, активации и статокинетического баланса, отвечает за тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности, он располагается в стволе и подкорковых структура мозга. При нарушениях в функционировании этого блока у ребёнка характерны внешние проявления, например, нарушение тонуса мышц, невнимательность, гиперактивность или медлительность, быстрая истощаемость и т.д.

2-ой блок – блок приёма, хранения и переработки информации – средние отделы мозга (темя, виски, затылок). Этот уровень обеспечивает владение телом, пространством, анализ информации, необходимый для осуществления сложных психических процессов (восприятие, запоминание, графические навыки и т.д.).

3 –ий блок – блок программирования и контроля за протеканием собственной деятельности. Это уровень произвольной саморегуляции (это передние лобные отделы мозга). Он обеспечивает возможность ребёнка самому планировать, контролировать свою деятельность, подчинять своё поведение целям, правилам, взаимодействовать с окружающими.

Мозг ребёнка развивается неравномерно. Каждый из его отделов может иметь самые разнообразные изменения и нарушения вследствии различных причин. Начиная от внутриутробной гипоксии во время беременности до неправильного прохождения ребёнком этапов развития (удержание головы, ползание, вставание...).

Учёные – нейропсихологи, опираясь на теорию о 3-х функциональных блоках мозга, предлагают программы корректировки, т.е. есть возможность подготовить мозг к правильному не искажённому восприятию информации и правильной слаженной работе всего мозга, его различных участков и структур. Необходимо развить те участки головного мозга, которые работают не в полную силу, скомпенсировать за счёт сильных звеньев головного мозга функциональную недостаточность других. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволяет выявить возможные отставания в развитии и предотвратить школьную неуспеваемость.

 

Признаки у детей дошкольников, на которые родители должны обратить внимание и по возможности разъяснить это со специалистами:

  • Родовые трамвы, рождение с помощью «Кесарева» сечения, «водные» роды;

  • Отсутствие или очень короткая фаза ползания в раннем детстве;

  • Ребёнок очень часто болел и принимал антибиотики, общий наркоз в раннем детстве;

  • Имеет пониженный или повышенный тонус;

  • Вспомогающие шажки при подъёме по лестнице;

  • У ребёнка логопедические проблемы (произношение);

  • Иногда спешит, иногда очень медленно всё делает;

  • В играх в мяч при ловлении теряет мяч «из виду»;

  • Спотыкается/ падает через невидимые преграды;

  • Рисует через край контура, не выдерживает линии;

  • Проблемы с передачей и точного воспроизведения контуров, рисунков и т.п.;

  • Проблемы/ затруднения при пальчиковых играх (не может, например, повторить слова и/ или движения одновременно или повторяет с искажением);

  • Ребёнок не знает своей очерёдности при настольных играх или пытается «перепрыгнуть» своих соседей-игроков;

  • У ребёнка мысль опережает действие (думает «взахлёб», своими действиями не поспевает за мыслью);

  • Неправильное название цветов, оттенков, тонов;

  • Проблемы с ориентацией;

  • Не различает/ путает буквы, стоящие в начале, середине или в конце слова (визуально и на слух);

  • Делает «глупые» ошибки, зная при этом правила;

  • Ребёнок не может иногда услышать или услышанное повторить (« в одно ухо влетает, из другого вылетает») или не сразу понимает вас/ откликается не сразу, хотя физический слух в норме;

  • С трудом высиживает 15 минут на одном месте;

  • Не собран, никак не может сесть за выполнение домашнего задания;

  • Быстро устаёт, часто хнычет;

  • Двигает ногами, руками, языком, когда пишет или рисует;

  • Пишет, рисует левой рукой;

  • Нет интереса к книжкам, буквам или цифрам;

  • Очень заметна резкая смена настроения («удачные»/ «неудачные» дни);

  • Сильно выраженная память на интересующие вещи;

  • Высокий творческий потенциал;

  • Ребёнок очень хорошо разбирается в технической аппаратуре, компьютерных играх.

 

Важно знать, что в случае подтверждения наличия нарушений у ребёнка, родителям объязаны выдать анализ тестирований, рекомендации по коррекции и справку по востребованию в школьные / дошкольные учреждения, тем самым разъяснить сложившуюся ситуацию с преподавателями /воспитателями ребёнка и скоординировать совместные действия.

 

Просмотров: 4986 | Добавил: IrinaO | Теги: ребенок, советы, школа, педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: