08:17 Физическое развитие ребёнка- дошкольника |
Физическое развитие ребёнка- дошкольникаС каждым днём родители замечают, как их любимое чадо взрослеет. Трёхлетний человечек много уже умеет делать сам: одевается, убирает свои игрушки, он засыпает взрослых бесконечными «почему», очень любопытен, впечатлителен, подвижен, даже сверх меры. Но не надо препятствовать его потребности в движении такими словами, как «не бегай», «посиди спокойно», «не шуми», «не прыгай» и т.д. Необходимо целенаправленно использовать подвижность ребёночка для развития его навыков, необходимых для учебной деятельности в будущем, а также для укрепления физического здоровья. В дошкольном возрасте в головном мозге ребёнка созревание нервных клеток заканчивается. К 5-6 годам мозг ребёнка по весу и размерам приближается к головному мозгу взрослого. Однако нервная система детей ещё не стабильна, как у взрослых, и подвержена быстрой возбудимости, поэтому требует осторожного, бережного отношения. У ребёнка может развится чрезмерное утомления из-за длительных и непосильных для его возраста нагрузок. Дети от 3 до 7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки закрепляются не сразу и легко нарушаются. Процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения – это надо обязательно учитывать при планировании игровой, учебной и спортивной деятельности. На всех этапах развития дошкольника необходимы частые повторения и автоматизация навыков. Дети от 3-7 лет очень интенсивно проходят все фазы развития. По физическим параметрам они быстро растут, теряют округлость и становятся как бы «тоньше», чем в раннем возрасте. У них наблюдается недостаточная устойчивость тела и пока что несколько ограничены двигательные возможности. Развитие костно – мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно, взависимости также и от энергорастрат головного мозга на развитие высших психических функций. Пропорции тела очень сильно изменяются, повышается выносливость организма. Костно- образовательный процесс отличается незавершённостью в большинстве костей, и надо отметить, что у детей кровоснабжение костей лучше, чем у взрослых. Итак, развитие скелета у дошкольников ещё не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту. Особенно важно уделить внимание родителей на колличество и качество употребления жидкости (особенно питьевой воды) ребёнком. Мышечная ткань растёт за счёт утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук. Но надо помнить, что из-за слабости костно- мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц, дети до 7 лет не способны к длительному напряжению мышц. Поэтому в этом возрасте все игровые, учебные занятия за столом, т.е. сидение за партой, надо свести к минимому. Обычно 4-5 летки выдерживают занятия продолжительностью в до 15-20 минут, 6-7 летки – 30- 35 минут. Сердечно- сосудистая система дошкольников также имеет свои особенности: у детей, в отличие от взрослых, кровеносные сосуды шире, высокая скорость кровообращения, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма. Пульс зависит от возраста ребёнка: чем меньше возраст, тем больше частота сердечных сокращений. В 3-4 года пульс – 100-110 ударов в минуту, в 5-6 лет – 90-100 уд/мин. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется и легко нарушается ритм сокращений. При смене деятельности ребёнка (например, на спокойную игру) ритм сердца быстро восстанавливается. У детей до 7 лет лёгочная ткань ещё не полностью развита. Носовые и лёгочные ходы узкие, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие. Высоко «стоит» диафрагма и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки. У ребёнка наблюдается более поверхностное и учащённое дыхание, чем у взрослых. За счёт частоты дыхания организм регулирует высокую потребность в кислороде. Например, у младших школьников 26-28 дыханий в минуту, у старших 23-25 дых/в мин. Сильно выраженное и постоянное поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию лёгких у детей и вызывает небольшой застой воздуха в них. Поэтому, каждый день обязательны игры, бег, движения на свежем воздухе, а также физические упражнения (занятия в спортивных секциях или дома) в проветренном помещении. Необходимо ребёнка научить правильному дыханию – выполнять дыхательную гимнастику! Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким. Следует также отметить, что развивающемуся организму ребёнка требуется непрерывное восполнение энергетических затрат и поступление веществ для построения органов и тканей. Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания и распада. Большая часть энергии у ребёнка расходуется на рост и отложение веществ, а также на развитие отделов головного мозга (в частности, на новые нейронные связи), а не на работу мышц, как у взрослых. Поэтому очень важно полноценное и разнообразное питание ребёнка. Дети дошкольного возраста учатся навыкам посредством игры. Детям особенно нравятся подвижные игры. У 3-4 леток движения значительно отличаются от движений 5-6 леток. При ходьбе и беге у первых нет четкости движений, они легко теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге- мелкий семенящий шаг. При беге опор делается на всю ступню и толчок от земли недостаточно развит. Они ещё не могут прыгать в высоту через препятствия и не могут прыгать на одной ноге. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием играют с мячом, но их движения недостаточно согласованы, поэтому им не удаётся попасть мячом в цель, а также поймать мяч и забросить его на большое расстояние. Внимание детей этого возраста пока неустойчиво, поэтому они быстро устают от однообразных движений и отвлекаются. А к 4,5 -5 годам у детей уже можно заметить изменения в координации движений: могут уверенно прыгать, хорошо подпрыгивают, перепрыгивают через препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им пока трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, т.к. «глазомер» и мышцы рук недостаточно развиты (работа зон головного мозга, отвечающие за пространственное, зрительное восприятие, схему тела). Ребёнок 4-х лет и старше может уже осваивать элементарные спортивные навыки (занятия в спортивных секциях): плавать, кактаться на коньках, ходить на лыжах. А в 6 лет дети уже легко и ритмично бегают, могут прыгать в длину и в высоту и на одной ноге. При систематических физических упражнениях – занятиях в спортивных секциях- ребёнок продолжает развиваться и укреплять своё здоровье.
Ирина Кун Педагог- специалист по легастении, дискалькулии, Фитнес тренер irina-kuhn@gmx.at |
|
Всего комментариев: 0 | |